О сотворении Адама – (Библиотека литературы Древней Руси)
 

О СОТВОРЕНИИ АДАМА

Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской

Текст:

ОТ КОЛИКА ЧАСТИ СОТВОРИ БОГЪ АДАМА[1]

ИЗ СКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ СОТВОРИЛ БОГ АДАМА

 

О тѣлѣ

О теле

 

Тѣло же убо человѣче от четырех съставъ, рече, создано. Имат от огня теплоту, а от воздуха студеньство, а от земли сухоту, а от воды мокроту.

Тело человека, говорят, из четырех частей создано. Берет оно от огня тепло, а от воздуха холод, а от земли сухость, а от воды влагу.

 

И индѣ пишет, яко Адамъ от 8 части сътворенъ бысть. 1-е от земля тѣло, 2-е от Чермнаго моря кровь, 3-е от солнца очи, 4-е от вѣтра дыхание души его, 5-е от облака мысли его, добрыя же и злыя, 6-е от камения кости, 7-е от Духа Святого, иже есть положилъ въ человѣцѣ правдѣ и часть от свѣта вѣка, иже нарицается Христос. 8-я часть от самого Христа дохновения — душа.[2]

А в другом месте написано, что Адам из 8 частей сотворен был. Во-первых, от земли тело, во-вторых, от Красного моря кровь, в-третьих, от солнца очи, в-четвертых, от ветра дыхание жизни его, в-пятых, от облака мысли его, добрые и злые, в-шестых, от камней кости, в-седьмых, от Духа Святого, который вложил в человека праведность и частицу вечного света, что и зовется Христос. 8-я часть от самого дыхания Христа — душа.

 

Егда сътвори Богъ Адама и не бѣ имени ему. И възва Богъ 4-ре аггелы и рече имъ: «Ищите имени ему». Аггелъ Михаилъ иде на всток и видѣ ту звѣзду, ейже имя Анафола, и взят оттуду Азъ. Гаврилъ иде на полудне и видѣ ту звѣзду, ейже имя Адоръ, и взят оттуду Добро. Урилъ иде на полунощье и видѣ звѣзду, ейже имя Машимъ, и взят оттуду Мыслѣте. Рафаилъ[3] иде на запад и видѣ звѣзду, ейже имя Брионъ, и взят оттуду Еръ.

Когда сотворил Бог Адама, не было имени у него. И призвал Бог четырех ангелов и сказал им: «Найдите имя ему». Ангел Михаил пошел на восток и увидел там звезду, имя которой Анафола, и взял от нее Аз. Гавриил пошел на юг и увидел там звезду по имени Адор, и взял от нее Добро. Уриил пошел на север и увидел звезду по имени Машим, и взял от нее Мыслете. Рафаил пошел на запад и увидел звезду, называемую Брион, и взял от нее Ер.

 

И приидоша пред Бога и рече: «Коа дори[4] отлучити, и чте по числу, и исправися имя то АДАМЪ». Рече Господь всемогий: «Тако взывается имя его». И рѣша вси аггели: «Ты же, Господи, помилуй нас».

И предстали они пред Богом и сказали: «Вот части, которые мы получили, и читай, складывая их, и составится имя то АДАМЪ». Сказал Господь всемогущий: «Да будет так зваться он по имени». И сказали все ангелы: «Ты же, Господи, помилуй нас».

 



[1] От колика части сотвори Богъ Адама. — Заглавие не принадлежит списку Ефросина; оно взято из «Беседы трех святителей» (см.: Измарагд XVI в., собр. Троице-Сергиевой лавры, № 794; опубликован Н. С. Тихонравовым в Памятниках отреченной русской литературы. С. 488).

[2] ...от самого Христа дохновения — душа. — В других вариантах апокрифа после этих слов сделаны дополнения: В сборнике Ефросина РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 22/1099: «От земли хужши всѣхъ чясти, от моря доброта, от солнца красота, от облак легота и умы мятежны, а от вѣтра зависть, а от свѣта мира сего то есть кротость». В сербской рукописи XV в. из собрания В. И. Григоровича: «От того собра Богь и сътвори въ едину честь. И рече: “Аще есть семѣ от человѣка того от мора, то лаком; аще есть от солнца семѣ, то будеть мудр, умень; аще ли есть от облака сѣме, то прѣлстиво; аще от вѣтра семѣ, то срьдито; аще ли от камѣние семѣ, то будет милостиво; аще ли от Духа Света семѣ, то смѣрено и доброволно кь въсем”» (Тихонравов. С. 443—444). В Измарагде XVI в. из собр. Троице-Сергиевой лавры, № 794: «Вопрос: На колико части раздели Богъ доброту Адамову? 1 часть даде Аврааму гостолюбство, 2 силу его даде Самсону, 3 богатство его даде Иеву, 4 лѣпоту его даде Иосифу, 5 дадѣ кровь его Давиду, 6 даде мудрость его Соломану, сыну Давидову» (Тихонравов. С. 448—449).

[3] ...Михаилъ... Гаврилъ... Урилъ... Рафаилъ... — имена четырех архангелов.

[4] ...дори... — Дора (δωρεά – греч.)— просфора, разделенная на части, из которой во время литургии вынимается агнец. Это место апокрифа, по-видимому, не всегда было понятно редакторам. Так, уже в рукописи XV в. из собрания Григоровича оно упрощено: «...и принесе прѣд Господа. И рече Господь: “Чьти, Уриле”. И рече Уриль: “АДАМ”».

Апокриф, рассказывающий ο создании первого человека, появился в русской литературе в XII в. в составе апокрифической «Книги Еноха» и позже в апокрифической «Беседе трех святителей». Β XV в. он попадает в Палеи, но читается и как самостоятельное произведение, например в сборниках монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина. Β XV—XVII в. этот текст встречается в древнерусских рукописях в разных вариантах. Иногда он начинается с цитаты из Изборника 1073 . из статьи «Феодорита от того еже ο Святей Троицы» (гл. 108. Л. 245 об.), в которой говорится, что человек создан был из четырех элементов — огня, воздуха, земли и воды.

Библейская легенда, вкратце сообщающая, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7), в апокрифе разрастается до подробного перечисления восьми исходных начал, послуживших материалом для творения; тело человека соотносится с частями космоса.

Заключается апокриф рассказом об изобретении имени первого человека. Если в еврейской этимологии происхождение имени связано со словом adamземля и с историей ο том, как ангелы по приказу Бога приносили по горсти земли с разных мест для изготовления тела Адама, то в греческой книжности имя его стали складывать из первых букв греческих названий частей света — Ανατολήвосток, Δύσιςзапад, Αρκτοςсевер, Μεσημβρίαюг. Β древнерусских списках названия частей света превратились в названия звезд — Анатоли, Дисис, Артос, Месевриа, из первых букв которых образовалось имя Адам. Β списках уже в XV в. эти названия искажались и перепутывались настолько, что имени из них не получалось (например, в списке Ефросина: Нафола, Машим, Брион, Адор; в списке РНБ, собр. Погодина, № 1615, 1632 г.: Анафула, Анадана, Амафула, Брион). Β других случаях переписчик или редактор уходил от этой проблемы, не приводя названия ни звезд, ни частей света.

Апокриф ο сотворении Адама привлек внимание исследователей. Разные его версии были изданы Α. Η. Пыпиным (Памятники старинной русской литературы. СПб., Вып. 3. 1862. С. 12—14), Н. С. Тихонравовым (Памятники отечественной русской литературы. Μ., Τ. 2. 1863. С. 443—444, 448—449). Β научной литературе памятнику посвящены заметки разных авторов: Порфирьев И. Апокрифические сказания ο ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873. С. 37—38, 97—98; Мочульский В. Историко-литературный анализ стиха ο Голубиной книге. Варшава, 1887. С. 54—56, 59—61, 74—91; Барац Г. М. Следы иудейских воззрений в древнерусской письменности // Летопись историко-филологического общества при имп. Новороссийском университете. Византийское отделение. Хроника. Одесса, 1894. С. 16—18; Соколов М. И. Славянская книга Еноха Праведного: Текст, латинский перевод и исследование // ЧОИДР. 1910. Кн. 4, отд. 2. С. 151; Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 1925 (фототипическое переиздание: София, 1970). С. 177, 260, 291, 297; Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина // ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 105, 185; Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). Ч. 2. Л—Я. С. 153—155.

Самые ранние древнерусские списки произведения дошли до нас в сборниках Ефросина, переписавшего в XV в. две несколько отличаюшиеся друг от друга версии. Текст публикуется по списку Ефросина РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 11/1088. Л. 279 об.—280 об. Порядок перечисления звезд в публикации изменен.

Сборник, журнал, серия: Библиотека литературы Древней Руси