Слово о Меркурии Смоленском – (Библиотека литературы Древней Руси)
 

СЛОВО О МЕРКУРИИ СМОЛЕНСКОМ

Подготовка текста и перевод В. В. Колесова, комментарии Л. А. Дмитриева

Текст:

Бѣ убо нѣкто человѣкъ млад верстою именем Меркурий во граде Смоленске, благочестивъ сый в заповедехъ Господних, поучаяся день и нощь, цвѣтый преподобным житием, постом и молитвою сияя, бо яко звѣзда богоявленна посредѣ всего мира. Бяше бо умилен душею и слезенъ, часто прихождаше ко кресту Господню молитися за миръ, зовомый Петровскаго ста.[1]

Был в городе Смоленске один человек, молодой годами, по имени Меркурий, благочестивый в наставленьях Господних, обучавшийся им день и ночь, славный примерной жизнью, постом и молитвой сияющий, будто звезда богоданная в мире этом. И был он смирен душой и печален, часто ходил к Господню кресту помолиться за жителей Петровского конца.

 

Бѣ бо тогда злочестивый царь Батый пленилъ Рускую землю, безвинную кровъ пролия, аки воду силну, и християнъ умучи. И пришедъ той царь с великою ратию на богоспасаемый град Смоленскъ, и ста от града за 30 поприщь,[2] и многи святыя церкви пожже и християн поби, и твердо вооружашеся на град той. Людие же бяху в велицей скорбѣ, неисходно пребывающе в соборной церкви пречистыя Богородицы,[3] умилно вопиюще с плачем великим и со многими слезами ко всемогущему Богу и пречитей его Богоматере и ко всемъ святым, еже сохранитися граду тому от всякого зла. Се же бысть нѣкое смотрение Божие ко гражаном, внѣ града бысть близъ за Непръ рекою в Печерстем монастыри: преславно явися пречистая Богородица понамарю тоя церкви и рече: «О человѣче Божий! скоро изыди ко оному кресту, идѣже молится угодник мой Меркурей, и рцы ему: “Зовет тя Божия Мати!”» Он же шед тамо и обрѣте его у креста, молящася Богови, и возва его именемъ: «Меркурие!» Онъ же рече: «Что ти есть, господине мой?» И глагола ему: «Иди скоро, брате, зовет тя Божия Мати в Печерскую церквъ». Паки же вшедъ богомудрый во святую церковъ и видѣ пречистую Богородицу, на злате престоле сѣдяща, Христа в нѣдрехъ имуща, обстоима аггельскими вои. Он же паде пред ногама ея, поклонися с великим умилением, ужасенъ бысть. Востави его от земля пречистая Мати Божия и рече ему: «Чадо Меркурие, избранниче мой! Посылаю тя: иди скоро, сотвори отмшение крови християнския; шедъ побѣди злочестиваго царя Батыя все войско его! Потом приидет ти человѣкъ, красенъ лицемъ, вдай же ему в руцѣ все оружие свое. И усечет ти главу, ты же ю возми в руку свою и прииди во свой град, и тамо приимеши кончину, и положено будетъ твое тѣло в моей церкви». Он же зѣло о том востужи и восплака, и глагола: «О пречистая госпоже, Мати Христа Бога нашего, како азъ окаянный и худый, непотребный раб твой на толикое дѣло твое силен быти? И недостало ли ти небесныя силы, Владычице, победити злочестиваго царя?» И взем благословение от нея, и весь вооружен бысть и отиде, поклонився до земля, и изыде из церкви. И обрѣте ту прехрабра коня стояща, и воссѣдъ на нь, и исшед из града.

Ибо тогда злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно, и христиан истязая. И, придя с великою ратью под богоспасаемый город Смоленск, стал тот царь от города в тридцати поприщах, и многие святые церкви пожег, и христиан убил, и решил непременно захватить город этот. Жители впали в великую скорбь, неисходно пребывали в соборном храме святой Богородицы, смиренно взывая с плачем великим в обильных слезах к всемогущему Богу, и пречистой его Богоматери, и ко всем святым, чтобы они сохранили город тот от всякого зла. И вот случилось предначертание Божие к жителям: за городом, возле Днепра-реки, в Печерском монастыре, достославно явилась пречистая Богородица пономарю этой церкви, сказав: «О Божий человек! Иди скорее к тому кресту, у которого молится угодник мой Меркурий, и скажи ему: “Зовет тебя Божия Матерь!”» Тот же, пойдя туда, нашел его у креста молящимся Богу и окликнул по имени: «Меркурий!» Тот же спросил: «Что тебе, господин мой?» И сказал ему: «Скорее иди, брат, зовет тебя Божия Матерь в Печерскую церковь». Потом же, войдя в святую церковь, богомудрый увидел пречистую Богородицу, на золотом престоле сидящую, Христа у груди держащую, окруженную ангельскими силами. Он же упал пред ногами ее и поклонился с великим благоговением, пораженный. Подняла его с земли пречистая Матерь Божия и сказала ему: «Чадо Меркурий, избранник мой! Посылаю тебя: иди скорее, сотвори мщение за кровь христианскую; пойди и победи злочестивого царя Батыя, все войско его! Потом подойдет к тебе человек, красивый лицом, передай ему в руки все оружие твое. И отсечет тебе голову, ты же возьми ее в руки свои и ступай в свой город, там примешь кончину, и положено будет тело твое в моей церкви». Он же весьма о том затужил, и заплакал, и сказал: «О пречистая госпожа, Матерь Христа, Бога нашего, как я, окаянный и слабый недостойный раб твой на такое великое дело могу быть способен? Неужели, Владычица, нет у тебя небесных сил победить злочестивого царя?» И, взяв у нее благословение и весь изготовясь, отступил, поклонясь до земли, и вышел из церкви. И нашел удалого коня, ожидавшего тут, и, вскочив на него, отправился из города.

 

И дошед полки злочестиваго царя, Божиею помощию и пречистыя Богородицы побивая враги, собирая християнъ пленных и отпущая во град свой, прехрабро скакаше по полком, яко орелъ по воздуху лѣтая. Злочестивый же царь, вѣдѣвъ таково побѣждение людей своих, велиим страхом и ужасом одержим бысть и скоро отбѣжа града того без успѣха в мале дружине. И пришед во Угры, и тамо злочестивый Стефаном царем убиен бысть.[4]

И, достигнув войск злочестивого царя, с помощью Бога и пречистой Богородицы истребляя врагов, собирая плененных христиан и отпуская их в свой город, отважно скакал по полкам, как орел в поднебесье летая. Злочестивый же царь, проведав о таком истребление людей своих, великим страхом и ужасом был охвачен и, отчаявшись в успехе, быстро бежал от города с малой дружиной. И, когда он добрался до Угорской земли, то там злочестивый убит был Стефаном царем.

 

Та же предста Меркурию прекрасен воинъ. Он же поклонися ему и вда все оружие свое и, преклонь главу свою, и усечен бысть. И тако блаженный, взем главу свою в руку свою, а в другую руку коня своего, и пришед во град свой безглавен. Людие же видѣвше такое, удивляющеся Божию строению. И дошед врат Мологинских,[5] ту же вышла по воду нѣкая дѣвица и, зря святаго без главы идуща, и начат святаго нелѣпо бранити. Онъ же в тѣхъ вратех возлеже и предастъ честне душю свою Господеви, конь же той невидим бысть от него.

Потом же предстал пред Меркурием прекрасный воин. И Меркурий поклонился ему, отдал все оружье свое и, голову тихо склонив, был убит. И после блаженный, взяв голову в руку свою, а в другую — поводья коня, пришел, обезглавлен, в свой город. Жители же видели это, поражаясь Божьему замыслу. И когда дошел он до Мологинских ворот, вышла какая-то девица по воду и, видя святого, идущего без головы, стала святого грубо бранить. Он же лег в воротах и достойно отдал душу свою Господу, конь же невидим стал.

 

Того же града архиепископъ пришед со кресты, со множеством народа, хотя взяти честное тѣло святаго. И не вдася имъ святый. Тогда бысть велий плачь в людех и рыдание, что не восхотѣ поднятися святый. Та же бысть архиепископъ в велице недоумѣнии моляся Богови о том, и се глас бысть к нему, глаголя: «О слуго Господень, о сем не скорби: кто посла на побѣду, той и погребет его».

Архиепископ этого горада, придя с крестами, со множеством народа, хотел унести честное тело святого. Но не дался святой им. И был тогда громкий плач средь людей и рыданье оттого, что не возжелал святой, чтоб его подняли. Архиепископ, также в великом недоумении пребывая, молился Богу об этом, и раздался вдруг голос, говорящий ему: «Господень слуга, о том не скорби: кто послал на победу, тот его погребет».

 

Святому же ту лежащу 3 дни не погребенну, архиепископъ же той всю ношъ без сна пребываше, моляся Богови, да явитъ ему Богъ тайну сию. И зря во оконце свое опасно прямо соборныя церкве, се же видитъ ясно в велицей свѣтлости, аки в солнечной зари исшедши ис церкви, пречистая Богородице со архистратиги Господни Михаилом и Гавриилом. И дошедше мѣста того, идѣже лежаше тѣло святаго, взем же пречистая Богородица в полу свою честно тѣло святаго, и принесше во свою соборную церковъ и положи на мѣсте своем во гробе, идѣже есть и до нынѣ, всѣми видим бысть, содѣвая чюдеса в славу Христу, Богу нашему, благоухая, яко кипарис. Архиепископъ же, ко утренней вшед в церковъ, виде чюдо преславно: святаго лежаща, на своемъ мѣсте почивающа. Та же стекшеся людие и видивше чюдо то и прославиша Бога.

Пока святой лежал так три дня без погребения, архиепископ ночами без сна пребывал, Богу молясь, чтоб явил ему Бог эту тайну. И, глядя осторожно в окошко свое напротив соборной церкви, вдруг видит ясно,— в ярком сиянии, будто в солнечном свете, выходит из церкви пречистая Богородица с архангелами Господними Михаилом и Гавриилом. И, дойдя до места, где лежало тело святого, взяла пречистая Богородица в полу свою честное тело святого и, принеся в свою соборную церковь, положила на месте в гробнице, что стоит и доныне, всем видимая, чудеса сотворяя во славу Христа, нашего Бога, благоухая как кипарис. Архиепископ же, войдя к утрене в церковь, увидел преславное чудо: святой лежит, словно спит, на месте своем. И люди, собравшись и видя то чудо, восславили Бога.

 



[1] ...за миръ, зовомый Петровскаго ста.— Подобно древнему Новгороду Смоленск по корпорациям жителей делился на «концы» и «сотни». «Петровское сто» находилось на правом берегу Днепра в заречной низменной части.

[2] ...за 30 поприщъ...— Поприще – древнерусская мера длины, равная приблизительно версте (1066 м).

[3] ...в соборной церкви пречистыя Богородицы...— Успенский собор заложен в 1101 г. Владимиром Мономахом; в нем находилась икона Богородицы Одигитрии (путеводительницы), перенесенная Владимиром Мономахом из Киева в Смоленск. В 1398 г. эта икона была перенесена в Москву, а в 1456 г. возвращена в Смоленск. В 1611 г. во время захвата Смоленска поляками, осаждавшими город почти два года, Успенский собор, в погребах которого хранился порох, был взорван смольнянами.

[4] И пришед во Угры, и тамо злочестивый Стефаном царем убиен бысть.— В 1241 г. Батый вторгся в Венгрию. В битве на реке Сайо 60-тысячная армия венгерского короля Белы IV потерпела жестокое поражение, Венгрия была захвачена монголо-татарами. Сообщение об убийстве Батыя в Венгрии королем Стефаном — легендарный вымысел.

[5] ...врат Мологинских...— Ворота с таким названием в Смоленске неизвестны. Возможно, имеются в виду Молоховские ворота, через которые из Смоленска шла дорога на Молоховскую волость и далее на Мстислав.

 

 

«Слово о Меркурии Смоленском» как письменное произведение было создано не ранее второй половины XV — начала XVI в. Но в основе этого литературного памятника лежит местная смоленская легенда, возникшая в годы монголо-татарского нашествия и владычества. Поэтому мы помещаем «Слово о Меркурии Смоленском» среди произведений XIII в. До нас дошло два варианта этой повести, которые непосредственно между собой не связаны, а независимо друг от друга восходят к одной и той же древней легенде об избавлении Смоленска от полчищ Батыя. Первый — публикуемое «Слово о Меркурии Смоленском» — представлен единственным списком XVII в. Этот вариант наиболее близок к смоленской легенде. Второй, дошедший в нескольких редакциях и в большом числе списков, являет собой более книжную обработку легенды.

В сказании о переяславском богатыре Демьяне Куденевиче, которое зафиксировано под 1148 г. в Никоновской летописи, рассказывается, что переяславский богатырь Демьян выступает один против осадивших Переяславль врагов, избивает их и обращает в бегство, но сам, вернувшись в город, умирает от ран. Сходен с этим сказанием и сюжет былины о Сухмане Домантьевиче. Этот же эпический мотив лежит и в основе легенды о Меркурии Смоленском. Но здесь он трактуется в житийно-религиозном плане.

«Слово о Меркурии Смоленском» дает яркое представление о том потрясении, которое испытали все русские земли во время Батыева нашествия. Силы Батыя на самом деле к Смоленску не подходили и Смоленск осажден не был, что было осмыслено как проявление божественного заступничества и как результат эпического подвига богатыря.

«Слово о Меркурии Смоленском» публикуется по рукописи ГИМ, Синодальная библиотека, № 908, по публикации этой рукописи в кн.: Белецкий Л. Т. Литературная история «Повести о Меркурии Смоленском». Исследование и тексты. Пгр., 1922, с. 55—57.

Сборник, журнал, серия: Библиотека литературы Древней Руси