Видение пророка Исайи – (Библиотека литературы Древней Руси)
 

ВИДЕНИЕ ПРОРОКА ИСАЙИ

Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской

Текст:

МЕСЯЦА МАЙЯ ВЪ8 ДЕНЬ. ВИДѣНИЕ, ЕЖЕ ВИДѣ СВЯТЫЙ ИСАИЯ ПРОРОКЪ СЫНЪ АМОСОВЪ

МЕСЯЦА МАЯ В 8 ДЕНЬ. ВИДЕНИЕ, КОТОРОЕВИДЕЛ СВЯТОЙ ПРОРОК ИСАЙЯ СЫН АМОСОВ

Въдъводесятьное лѣто цьсарьствующю Езекию,[1]цьсарю Иудѣю, приде Исайя сынъ Амосовъ и Иасусъ сынъ Саавовъ къ Езекии въИерусалимъ. И въшьдъ, сѣде на одрѣ цьсаревѣ, и вьси князи иерусалимьстии,съвѣтьници цесареви и каженици стояху прѣдъ нимь. И придоша же и възвѣся и́, отселъ и съ горы пророци и сынове пророчьстии, слышавъше, Исайя яко приде отГалгалъ[2]къ Езекии и цѣлова его, въкупь же и благовѣститъ ему о хотящихъ быти. Вънегдавъзглагола словеса вься истиньная, Духъ Святый наиде на нь, и вьси видѣша,слышаху же вѣщания Святаго Духа. Призъва бо и цьсарь и пророци вьси; и вънидуеликоже ихъ обрѣтеся ту въкупѣ: бѣ же Михѣя, и Анания старьць, Иоиль,[3]и елико сѣдяше одесную и ошуюю его.

Вдвадцатый год царствования Езекии, царя Иудеи, пришел Исайя сын Амосов и Иисуссын Саавов к Езекии в Иерусалим. И войдя, воссел он на одре царском, и все князьяиерусалимские, советники царские и евнухи стояли перед ним. И пришли и изселений и с гор пророки и сыновья пророков, услышав, что Исайя пришел из Галгалк Езекии и приветствовал его и также благовестит ему о том, что будет. Когдавозгласил (Исайя) все истинные слова, Дух Святой сошел на него, и все увидели иуслышали вещания Святого Духа. Ведь царь призвал всех пророков; и входят они,сколько их собралось там вместе: был же Михей, и Анания старец, Иоиль, и те,кто сидели справа и слева от него.

Иегда услышаша глас Святаго Духа, прѣклониша колѣна и въспѣша Богу вышьнему,почивающому въ святыихъ и таку силу въ словеси въ мирѣ даровавъше. Глаголющю жеему Святыимь Духъмь въ услышание вьсѣмъ, вънезапу умълче и къ тому не видяшестоящихъ прѣдъ нимь: очи же его бѣашете отвьрьстѣ, уста же затворена, обачевъдуновение Духа бѣаше съ нимь. И непьщевахувьси, яко въсприятъ бысть Исайя. Пророци же разумѣша, яко в явлении бѣ; видѣниеже, еже видѣ, не бѣ аще от вѣка сего, нъ от потаенаго от вьсякоя плъти.

Икогда услышали они глас Святого Духа, преклонили колена и воспели Богавсевышнего, почивающего в святых и таковую силу слова даровавшего миру. И когдаво всеуслышание он произнес сказанное ему Святым Духом, то внезапно умолк иболее не видел стоящих перед ним: очи его были отверсты, уста же затворены, ибовдохновение Святого Духа было в нем. И поняли все, что Исайя был вознесен.Пророки же уразумели, что было ему явление; видение же, которое он видел, былоне от мира сего, но от мира, тайного для всякой живой плоти.

Иегда прѣста от видѣния и възвратися въ ся, и повѣда Езекиеви и сыну его Насонуи Михею и прочимъ пророкомъ, глаголя: «Вънегда прорицахъ въ слуха, егожеслышасте, видѣхъ ангела славьна не по славѣ ангелъ, яже вьсьгда видѣхъ, нъетеру славу велию свято имуща, еяже не могохъ съповѣдати. И емъ мя за руку,възведе мя на высоту. Азъ же рѣхъ: “Къто еси ты, како ти е имя и камо мявъзносиши?” (Сила бо ми дана бысть глаголати съ нимъ.) Тогда, отвѣщавъ, рече:“Егда възведу тя въ въсходъ и покажю ти видѣние, егоже радьма послан есмь,тогда разумѣеши, къто есмь азъ, а имени моего не сувѣси, зане хощеши пакивъзратитися въ тѣло свое. И егда възнесу тя, узьриши”.

Икогда очнулся Исайя от видения и пришел в себя, поведал он Езекии и сыновьямего Насону и Михею и прочим пророкам, говоря (так): «Когда я пророчествовалвслух о том, что вы слышали, увидел я ангела в славе, но не в (той) славеангела, в какой всегда видел, но в какой-то великой святой славе, о которой немог бы рассказать. И взял он меня за руку и возвел на высоту. Я же спросил:“Кто ты, как имя твое и куда меня возносишь?” (Ибо дана была мне силаразговаривать с ним.) Тогда, отвечая, он сказал: “Когда возведу я тебя наверх ипокажу тебе видение, ради которого я послан, тогда поймешь, кто я такой, аимени моего не узнаешь, потому что снова возвратишься в тело свое. Вот когдавознесу тебя, (все) увидишь”.

Ирадъ быхъ, яко кротъко отвѣща ми. И рече ми: “Възрадова ли ся, зане кротъкоотвѣщахъ ти? И вящьшаго мене узьриши, кротѣйша и съмотрьливѣйша, хотящабесѣдовати съ тобою, и больша большаго свѣтлѣйша и мирьнѣйша, на се бо посланъесмь, да просвѣщю тебѣ си вься”.

И радбыл я тому, что он кротко отвечал мне. И сказал он мне: “Рад ли ты, что якротко отвечал тебе? Еще более величественного, чем я, увидишь, кротчайшего иснисходительнейшего, самого светлого и смиреннейшего, желающего беседовать стобой, для того ведь и послан я, чтобы просветить тебя во всем этом”.

Ивъзидохъ же и азъ и онъ на твьрьдь и видѣхъ ту брань велию: Сотону и силы его,и противяща ся Благочьстию и едино единого завидящи: якоже есть на земли, такоесть и на твьрди. Образи бо твьрдьнымъ — сьде суть на земли. И рѣхъ ангелови:“Чьто есть рать си и завида и опълчение?” И отъвѣща ми и рече: “Си брань естьдьяволя и не имать почити, дондеже придеть, егоже хощещи видѣти, и убиетьДухъмь силы своея”.

Ивзошли и он, и я на твердь небесную и увидели там великую битву: Сатану ивоинство его, противоборствующих Благочестию и возбуждающих зависть один удругого: как это водится на земле — так и на тверди небесной. Ведь примерытого, что здесь пребывает на тверди небесной, на земле находятся. И сказал яангелу: “Что это за война и зависть, и воинство?” И в ответ он сказал мне: “Этобитва дьявольская, и не окончится она, пока не придет тот, кого ты увидишь, ине убьет (его) Духом силы своей”.

Потомьвъзведе мя на сущая выше твьрьди, еже есть пьрвое небо. И видѣхъ ту прѣстолъпосрѣдѣ и на немъ сѣдяща ангелъ въ велицѣ чьсти, и одесную его сѣдяща и ошюююангелы, инаку же славу имеяху иже одесную, и пояху единѣмь гласъмь. А иже ошуюювъ слѣдъ ихъ пояху, пѣснь же ихъ не бѣаше яко и десныихъ. Въпросихъ же ангела,водящаго мя: “Кому пѣснь си въсылаема есть?” И отвѣщавъ глагола ми: “Велицѣйславѣ Божии, сущии на седмѣмь небеси, и Сыну его любимому, отнюду же посланъесмь къ тебѣ”.

Потомвозвел он меня выше тверди небесной, где первое небо. И увидел я там посерединепрестол и сидящего на нем ангела в великой славе, а справа от него и слевасидящих ангелов, и те, кто был справа, иную славу имели и пели в один голос. Теже, кто сидел слева, пели вслед за ними, песнь же их была не такая, как управых (ангелов). И спросил я ангела, ведущего меня: “Кому воссылается песньэта?” И в ответ он сказал мне: “Великой славе Божией, которая на седьмом небе,и Сыну его любимому, откуда я послан к тебе”.

Ипакы възведе мя на въторое небо. Высота же небесе бѣаше, яко от пьрьваго небеседо земля. Видѣхъ же ту, яко и на пьрвѣмь небеси, десныя и шуяя ангелы и песньвящьши паче пьрвыхъ.

Иснова возвел он меня — на второе небо. Высота же неба была, как от первого небадо земли. Увидел я там, как и на первом небе, ангелов справа и слева, и(услышал) песнь, еще прекраснее первых.

Ипадъ на лици своемь поклонихъ ся имъ. И не остави мене ангелъ наставляяй мя:“Не покланяй ся ни прѣстолу, ни ангелу от небесъ — сего бо ради посъланъ есмьнаставить тебе, — емуже ти азъ реку тъкъмо, надъ вьсѣми прѣстолы и одежа ивѣньць, егоже узьриши отселѣ уже”. И въздрадовахъ ся радостию велиею зѣло, якотака есть коньчина вѣдущимъ Вышьняго и Вѣчьнаго, възлюбленаго ему Сына, и якоот ангела Святаго Духа, — си тамо исходять.

И паля ниц и поклонился им. И не позволил мне (этого) ангел, наставляющий меня: “Непоклоняйся ни престолу, ни ангелу небесному, для того я послан научить тебя, нотолько тому, на кого я тебе укажу, кто для всех престолов — и одеяние, и венец,кого ты теперь уже увидишь”. И обрадовался я радостью великой, что такаякончина (ждет) тех, кто познал Вышнего и Вечного, возлюбленного его Сына, ибудто от ангела (исходящего) Святого Духа они там нисходят.

Ивъзведе мя на третиее небо. И тамо такоже видѣхъ малъ прѣстолъ и десныя и шуяяангелы. Обаче память вѣка сего тамо не именоваше ся, измѣноваше же ся славаДуха моего. Яко въсхождахъ на небо, и рѣхъ: “Ничтоже от оного мира сьде неименуеть ся”. И отвѣща ми ангелъ и рече ми: “Ничьтоже не мѣниться за немощьего, ничьтоже сьде утаиться тамо дѣемыихъ”. Пѣснь же, еже пояху, и славословиесѣдящаго, и ангелъ вяще бѣаше вътораго.

Ивозвел он меня на третье небо. И там увидел я также престол невеликий и справаи слева (от него) ангелов. Но память о (земном нашем) мире не признавалась там,признавалась слава Духа моего. Когда восходил я на небо, то сказал: “Ничто измира сего здесь не признается”. И отвечал мне ангел и сказал мне: “Ничто непрейдет здесь из-за немощи мира, ничто здесь не утаится из того, что тамделается”. Песнь же, что пели ангелы, и славословие сидящего ангела были ещепрекраснее, чем на втором (небе).

Ипакы възведе мя на четвьртое небо, многъмь больша бѣаше. И ту пакы видѣхъпрѣстолъ, и десныя и шуяя ангелы. И си пакы пояху, и слава и пѣние ангелъболыли бѣаше шуихъ, и слава сѣдящаго больши бѣаше ангелъ, сущихъ одесную. Славаже ихъ такоже прѣспѣвающи нижьнихъ.

Иснова возвел меня (ангел) — на четвертое небо, значительно большее. И здесьснова увидел я престол, и справа и слева ангелов. И те снова пели, и слава ипение ангелов были сильнее тех, которые слева, а слава сидящего ангела былапрекраснее, чем у ангелов, бывших справа. Слава же их также превосходила(славу) нижних.

Ивъзидоховѣ на пятое небо, и ту пакы видѣхъ легеоны бещисльны, и слава ихъ ипѣснь славьнѣиши четвьртааго небесе. Азъ же въздивихъся толику многу множьству,узьрѣвъ ангелы различьными добротами украшены, когождо славу свою имуща, иславляаху живущаго на высотахъ, егоже имя не явися вьсякой плъти, яко такуславу дасть ангеломъ, на коемьжьдо небеси? И отвѣщавъ ангелъ глагола ми: “Чьтоподивися о семь, неси едини лици, нѣси бо видилъ непроходимыихъ силъ тьмыангельскы?”

Ивзошли мы на пятое небо, и тут снова увидел я бесчисленные легионы, и слава ипеснь их были сильнее, чем на четвертом небе. Я же подивился столь великомумножеству, увидев ангелов, украшенных различными красотами, каждого в своейславе, и прославляли они живущего в вышине, чье имя не явлено всякой плоти, какже он такую славу дает ангелам, на каждом из небес? И, отвечая, ангел сказалмне: “Что ты дивишься этому, разве не видел ты единый сонм, разве не видел тытьмы непроходимых сил небесных?”

Пакыже възведе мя на въздухъ шестаго небесе, и видѣхъ славу велию на немь, якоя жене видѣхъ на пятѣмь небеси. Видѣхъ бо ангелы въ славѣ мнозѣ, чины сильпритраныихъ и мимо текуща, пѣснь же ихъ свята и чюдьна бѣаше. И рѣхъ ангелови,водящему мя: “Чьто есть еже вижю, Господи мой?” И глагола ми: “Нѣсмь азъ тебѣГосподь, нъ съвѣтникъ”. И пакы рече: “От шестаго небесе ни прѣстола ни шуихъангелъ, нъ от силы седмаго небесе строима суть, идеже есть именимый тъииночадыи Сынъ Его, и вься небеса и ангели его послушають. Азъ же посланъ есмьвъзвесть тебе сѣмо, яко да видиши славу сию и Господа вьсѣхъ небесъ, и ангелъ,и силъ. Глаголю ти, Исайе, никътоже въ плъти мира онаго хотя взъвратитисячеловекъ, видѣние, еже ты видиши, ни видѣти възможетъ, еже ты хощеши видѣти.Зане ти есть въ жребий Господень прити сѣмо”. Възвеличихъ же Господа моего,поя, яко въ жрѣбий его отхожю.

Затемвозвел меня (ангел) на воздух шестого неба, и увидел я славу великую на нем,каковой не видел на пятом небе. Ибо увидел я ангелов в большой славе, чины силстрашных и мимо проходивших, песнь же их была святой и чудной. И спросил яангела, водящего меня: “Что это я вижу, Господи мой?” И сказал он мне: “НеГосподь я тебе, но наставник”. И еще сказал: “На шестом небе нет ни престола,ни ангелов слева, он строится небесными силами седьмого неба, где находитсяназванный единочадный Сын Его, и все небеса и ангелы слушают его. Я же послансюда возвестить тебе, что увидишь ты славу сию и Господа всех небес, и ангелов,и сил. Говорю тебя, Исайя, никакой человек от плоти мира сего, хотящийвозвратиться (отсюда), не может увидеть видение, какое ты увидишь. Потому чтоуготован тебе жребий Господень прийти сюда”. И возвеличил я Господа моего,воспев, что иду по жребию его.

Иглагола ми: “Егда ис плъти сѣмо възвратишися хотѣниемь Отчьмь, тъгдавъсприимеши одежю свою и тъгда ты будешь равьнъ ангеломъ, сущимъ въ семѣмонебеси”. И възведе мя на шестое небо. И прѣстола ту уже не бѣаше, ни десныхъ нишуихъ ангелъ, нъ вьси имѣаху единъ възоръ и пѣснь ихъ равьна. И дасть ми ся даи азъ пояхъ съ ними, и ангелъ, иже съ мною быховѣ, яко слава ихъ бѣаше едина. Иславляаху Отца вьсѣхъ и възлюбленаго Сына и Святаго Духа, вьси единѣми устыпояху, нъ не тацѣмь яку имѣяху на пятѣмь небеси, нъ инацѣмь гласом, и свѣтъмногъ мьняхъ велий бѣаше. И егда бѣхъ на шестѣмь небеси, свѣтъ, иже на пятѣмьнебеси, тьму сущь. И въздрадовахъ ся зѣло и въспѣхъ дарующему таковаяприемлющиимъ милость его. И помолихъ ся ангелу, наставляющему мя, да къ тому невъзвращуся въ миръ сь плътьныи. Глаголю же вамъ, яко многа тьма есть сьде.Ангелъ же наставляяй мя глагола ми: “Чьто яко въздрадовася о свѣтѣ семь, кольмипаче въздрадуешися и възвеселишися, егда узьриши свѣта праваго небесе, идежесѣдить небесьный Отець и единочадый его Сынъ, идеже опълъчения и прѣстоли ивѣньци лежать правьдьныимъ! А о томь, еже не възвратитися тебѣ въ плъть свою,не у врѣмя коньчати ся прити сѣмо”. Си слышавъ, оскьрьбѣхъ зѣло. И глагола ми:“Не скьрби, ниже буди дряхлъ”.

Исказал мне (ангел): “Когда возвратишься сюда из плоти, по желанию Отчему, тогдаполучишь одежду свою и тогда станешь равен ангелам, пребывающим на седьмомнебе”. И возвел меня на шестое небо. И там уже не было ни престола, ни ангелов справаи слева, но все имели единый облик, и песнь их была одинакова. И мне дано былопеть с ними и с ангелом, бывшим со мной, ибо слава их была единой. Ипрославляли они Отца всех и возлюбленного Сына и Святого Духа, воспевали всеедиными устами, но пением иным, чем на пятом небе, другим голосом, и казалосьмне, что и свет был ярче. Когда я был на шестом небе, то свет пятого неба,(казалось мне), был как тьма. И сильно возрадовался я и восславил того, ктодарует такое приемлющим милость его. И помолился я ангелу, наставляющему меня,чтобы больше не возвращаться мне в сей плотский мир. Говорю же вам, что здесь(на земле) — тьма великая. Ангел же, наставляющий меня, сказал мне: “Коли тытак обрадовался этому свету, то сколь сильнее ты обрадуешься и возвеселишься,когда увидишь свет праведный истинного неба, где сидит небесный Отец иединочадный Сын его, где воинство (ангельское) и престолы, и венцы лежат дляправедных! Что же до того, чтобы не возвращаться тебе в плоть свою, то еще неисполнилось время прийти тебе сюда”. Услышав такое, я огорчился сильно. Исказал он мне: “Не скорби, не падай духом”.

Ивъзнесе мя на аеръ седьмаго небесе, и слышахъ глас, глаголющь ми: “Доколѣ въплъти хотяй жити въсходить?” И убояхъ ся зѣло и трепетьнъ быхъ. И пакы инъ гласслышахъ глаголющь: “Не дѣейте, да възидеть достойникъ Божий, сьде бо естьодежа”. И въпросихъ ангела, сущаго съ мною: “Къто есть възбраняяй ми, къто естьпакы повелѣваяй ми възити?” И рече ми: “Възбраний убо иже надъ поющими изнебесъ ангелъ, и повелѣвый ти сь есть Сынъ Божий, а имене ему не можешислышати, доъдеже ис плъти своея изидеши”. И яко възидоховѣ на семое небо, ивидѣхъ ту свѣтъ дивьнъ и неисповѣдимый, и ангелы бе-щисльны и правьдьникы.Видѣхъ етеры ишьдъше от одежь плътьныихъ и сущая въ одежахъ вышьнихъ, и бѣахувъ славѣ велицѣ стояще, обаче на прѣстолѣхъ своихъ не сѣдяху, вѣньци же славыих бѣаху на нихъ.

Ивознес он меня на воздух седьмого неба, и услышал я голос, говорящий мне: “Кудавосходит живущий во плоти?” И сильно испугался я и вострепетал. И вновь другойголос услышал, говорящий: “Не препятствуйте, путь войдет достойный Бога, ибоодежда (его) здесь”. И спросил я ангела, бывшего со мной: “Кто таковвозбраняющий мне и кто такой повелевающий мне взойти (туда)?” И ответил он мне:“Возбраняющий — тот, кто (стоит) над поющими с небес ангелами, а повелевающийтебе — это Сын Божий, имя же его ты не сможешь услышать, пока не изыдешь изплоти своей”. И как вошли мы на седьмое небо, увидел я там свет дивный инеисповедимый, и ангелов, и праведников без числа. Увидел я и таких, кто вышелиз плотских своих одежд и пребывал в одеждах вышних, и стояли они в славевеликой, но на престолах своих не сидели, венцы же славы их были на них.

Ивъпросихъ ангела и рѣхъ: “Почьто одежа прияша и прѣстолъ славы и вѣнець неприемлють?” И глагола ми: “Не приемлють ихъ нынѣ, дондеже сънидеть Сынъ Божийсы испьрва, обаче вѣдять, чии суть прѣстоли ихъ и кое вѣньци. Егда сънидеть ибудеть не въ зрацѣ вашемь, и князь мира того, Сына его радьма простьреть руцѣсвои на нь, и обѣсять и́ на дрѣвѣ, и убиеть и́, не вѣдый къто есть. И сънидетьвъ адъ, и наго и пусто поставить се призрачие, иметь же и князя съмьрьтьплѣньника, и сътьреть вьсю силу его, и въстанеть 3 день, имѣя етеры првьдьникыпо вьсей вьселенѣй, и възидеть пакы на небеса. Тогда приимуть си прѣстолы свояи вѣньца”.

Испросил я ангела: “Почему одежды они надели, а престола славы и венца неприемлют?” И ответил он мне: “Не приемлют их теперь, пока не сойдет Сын Божийизначальный, однако ведают они, чьи это престолы и чьи венцы. Когда же сойдетон и будет невидим для вас, а князь мира того из-за Сына его прострет руки своина него, и повесит его на древе и убьет, не ведая, кто он. И он сойдет в ад,обнажит и опустошит этот призрак, попленит князя смерти и уничтожит всю силуего, и востанет в третий день и, взяв всех праведников со всех концоввселенной, снова взойдет на небеса. Тогда и примут они престолы свои и венцы”.

И пословесьхъ сихъ рѣхъ ему: “На неже тя въпросихъ на пьрьвѣмь небеси, съкажи ми,сьде бо обѣщася мнѣ съказати, како въ ономь мирѣ бываемая, сьде вѣдома суть”.

Послеслов этих сказал я (ангелу): “О чем спрашивал я тебя на первом небе, скажи мне(теперь), ибо ты обещал сказать мне здесь, откуда здесь известно то, что вземном мире происходит”.

Ещеми глаголющю съ нимь, се етеръ ангелъ стоящихъ, славьнѣй вельми възведъшаго мяи вьсѣхъ ангелъ, и показа ми книгы, и, разгънувъ, дасть ми. И видѣхъ писменабяху не яко вѣка сего. И почтохъ я, и се дѣяния иерусалимля бяху ту написана. Иетеръ человекъ видѣхъ дѣла, ихъже азъ не вѣдахъ. Увѣдахъ убо въ истину, яконичьтоже не утаить ся на седмѣмь небеси въ мирѣ бываемыихъ. И въпросихъ ангела:“Къто убо есть сь прѣспѣваяй ангелы въ славе своей?” И отвѣщавъ рече ми:“Прѣспѣваяй аньгелы: сь есть великый архангелъ Михаилъ, моля въину зачеловечьство”. Видѣхъ же одежа многы, и прѣстолы, и вѣньця многы лежаща;ангелов сия одежа, и прѣстоли, и вѣнци, тѣмь блюдоми суть. И глагола ми: “Сихъодежь мнози лишають ся от оного мира, вѣровавъше словеси оному, о немьжеглагола ся тебѣ”.

Ипока я еще говорил с ним, вот некий ангел из стоящих, много славнее возведшегоменя и всех других ангелов, показал мне книги и, раскрыв, дал их мне. И увиделя письмена, словно не от мира сего. И прочитал я их, и вот были там записаныдеяния иерусалимские. И словно другой человек видел дела их, о которых я не ведал.И узнал я воистину, что ничто из того, что происходит в мире, не утаится наседьмом небе. И спросил я ангела: “Кто же тот, кто превосходит ангелов в славесвоей?” И в ответ он сказал мне: “Превосходящий славою ангелов — это великийархангел Михаил, молящийся непрестанно за человечество”. И увидел я одеждымногие, и престолы, и венцы лежащие; эти одежды, и престолы, и венцы(принадлежали) ангелам, они им хранимы. И сказал мне ангел: “Этих одежд многиелишаются из того мира, лишаются, поверив слову тому, о котором говорилосьтебе”.

Иобращься видѣхъ Господа въ славѣ велицѣ и ужастынъ бѣхъ зѣло. И приступиша кънему вьси, яже видѣхъ, правьдникы и поклнишася ему, поюще единѣмь гласомь. И тьбѣаше подобьнъ имъ, и бысть славихъ яко и онѣхъ. И тъгда приступи Михаилъ ипоклонися, и съ нимь вьси ангелы поклониша ся и вспѣша и́. И прѣобрази ся пакыи бысть яко ангелъ. Тъгда рече ми ангелъ, водяй мя: “Сему поклонися и въспои”.И поклонихъ ся и въспѣхъ ему. И глагола ми ангелъ: “Се есть Господь вьсеяславы, юже видѣ”. И еще ему глаголющу, видѣхъ иного прѣславьна подобьна ему повьсему, и правьдьници приступиша и поклониша ся и въспѣша и сему, и тъ въспѣ съними и не прѣобрази же ся по видомыихъ, и съ ними придоша ангели и поклониша сяему. И рече ми ангелъ: “Поклони ся и въспой ему”. И поклонихъ ся и въспѣхъ ему.И пакы другаго въ славѣ велицѣ видѣхъ ишьдъша и въпросихъ ангела: “Къто сьесть?” И глагола ми: “Поклони ся ему, се бо есть ангельскаго Духа глаголющаговъ тебѣ и въ вьсѣхъ правьдьницѣхъ”. И по сихъ ина етера неизглаголема являшесяслава, еяже азъ отвьрстама очима духа моего не възмогъ видѣти, ни възведе мя, нивьси ангели, яже видѣхъ покланяюща ся Господеви, развѣ тъкъмо правьдьникывидѣхъ въ силѣ велицѣ зряща къ славѣ его. И приступи къ нимъ пьрьвѣе Господьмой и ангела духовьна, и поклониста ся и въспѣста, и дъва тъкъмо. И тъгда вьсиправьдьници поклонишася ся и въспѣша. Потомь слышахъ глас ту и пѣсни же слышахъпо небеси въсходяща на 6 небесъ, и вьси славляху того, егоже не можахъ азъславы видѣти.

И,обернувшись, увидел я Господа в славе великой и ужаснулся. И приблизились кнему все праведники, которых я видел, и поклонились ему, и пели одним голосом.И был он подобен им, и был славнее их, как и других. Тогда подступил (к нему)Михаил и поклонился (ему), и все ангелы поклонились вместе с ним и воспели его.И преобразился он снова и стал как ангел. Тогда сказал мне ангел, ведущий меня:“Этому поклонись и воспой”. И поклонился я и воспел ему. И сказал мне ангел:“Это Господь всей славы, какую ты видел”. И пока он это говорил, я увидел иногопреславного и во всем подобного тому, и праведники подступили к нему ипоклонились, и воспели ему, и он воспел (славу) с ними, но не преобразился поих подобию, и пришли с ними ангелы и поклонились ему. И сказал мне ангел:“Поклонись и воспой ему”. И я поклонился и воспел ему. И затем увидел ядругого, идущего в великой славе, и спросил ангела: “Кто это?” И ответил мне:“Поклонись ему, ведь это Дух ангельский, говорящий в тебе и во всех праведниках”.И потом являлась некая другая неизреченная слава, которую я открытыми очамидуха моего не мог видеть, но не ввел меня (туда ангел) и никто из ангелов,которых я видел поклоняющимися Господу, но только праведников видел я, в силевеликой смотрящих на славу его. И первыми приблизились к ним Господь мой иангельский Дух, и только они двое поклонились и воспели ему. И тогда всеправедники поклонились и воспели. Потом услышал я там и голос, и песни,возносящиеся по шести небесам, и все прославляли того, чьей славы я не могвидеть.

Вьсяже 6 небесъ пѣснь не тъкъмо слышима, нъ и видима бѣаше. И глагола ми ангелъ:“Сь есть единъ вѣчьнъ въ вышьнимь вѣцѣ живый, и въ святыихъ почивая, егоже ниимене можемъ тьрпѣти, иже поемъ есть святыимь Духъмь въ устѣхъ правьдьныихъ”.

Песньже всех шести небес не только слышима была, но и видима. И сказал мне ангел:“Сей — один вечный, живущий в вышнем мире и почивающий в святых, имени его мыне можем вытерпеть, его воспевает Святой Дух устами праведников”.

И посемь слышахъ глас вѣчьнаго, глаголюща: “Господи, сыну, изиди и сълѣзи съ вьсѣхънебесъ и буди въ мирѣ, и даже и до ангела, сущаго въ адѣ, прѣобразивъ ся пообразомъ ихъ, и не познають тебе ни ангели ни князи вѣка того, и судиши князю иангеломъ его и миру, обладомому имь, зане отвьрьгоша ся мене и рѣша: «Мы есмъ иразвѣ нас никъто же есть инъ». И егда же от земля възнесеши ся, къ тому непрѣобразиши ся по небеси, нъ въ славѣ велицѣ възидеши и сядеши одесную мене. Итъгда поклонять ся тебѣ князи, и силы, и ангели, и вьсе начало небесьныихъ иземьныихъ и прѣисподьнихъ”. Сию слышахъ великую славу, заповѣдающю Господевимоему.

Иуслышал я затем голос предвечного, говорящего: “Господь, сын мой, выйди иснизойди до всех небес и будь в мире, сойди даже до ангела, что пребывает ваду, преобразись по их образу, и не узнают тебя ни ангелы, ни князья мира того,и будешь судить князя и ангелов его и мир, подвластный ему, ибо отреклись отменя и сказали: «Есть мы и кроме нас нет никого другого». И когда вознесешьсянад землей, не преобразишься больше на небесах, но взойдешь (туда) в славевеликой и сядешь одесную меня. И тогда поклонятся тебе князья, и силы, иангелы, и все начала небесного, земного и преисподнего”. Слышал я великуюславу, обещаемую Господу моему.

И тъгдавъзиде Господь от семаго небесе и съниде на шестое небо. И ангелъ, наставляяймя, рече: “Разумѣй, Исайе, и вижь будущее прѣображение и сънитие его, яковидѣша ангели, въспѣша и исхвалиша, и не прѣобрази бо ся по видомыихъ”. И азъже въспѣхъ съ ними. И яко съниде на пятое небо, и прѣобрази ся по образу ангелътѣхъ, и не въспѣша его ни поклониша ся, бѣ бо его образъ яко и онѣхъ. Съниде жена четвьртое небо и явися имъ по възору ихъ, и не въспѣша его, бѣаше бо яко повъзору ихъ. Приде же на третиее небо, и на въторое, и на пьрьвое, прѣобразуя сяна когожьдо ихъ, тѣмь же ни пояху, ни покланяху ся ему, являше бо ся подобьнъимъ. Показоваше же знамения на коемьждо небеси стрѣщиимъ врата. Съниде же натвьрдь, идеже князь вѣка сего сѣдить, и ту дасть знамение, и образъ бѣаше егояко и тѣхъ. И не прославиша, ни пѣша его. Сниде же и къ ангеломъ въздуха сего ибѣаше акы единъ от нихъ и не дасть знамения имъ, ни въпросиша бо его. И по сихъглагола ми ангелъ: “Разумѣи, Исайе, сыне Амосовъ, на се бо посъланъ есмь от Господавься тебѣ указати, ни прѣже бо къто видѣ, ни по тебѣ видѣти възможеть, якоже тывидиши и слышалъ еси”. И се видѣхъ подобьна, яко Сына человеча, и съ человекыпоживъ въ мирѣ, и не познаша его, и видѣхъ въсходящь на твьрьдь и уже не бяшепо зраку ихъ прѣбразуя ся. Видѣвъше же и вьси ангели ужаснуша ся и покланяющеся глаголаху: “Како утаи ся нас Господь посрѣдѣ? И не познахомъ Цьсаря Славы?”И от пьрьваго небесе въсхожаше славьнѣй и не прѣобразоваше ся, нъ вьси ангели идеснии и шюии и на срѣдьнимь прѣстолѣ сѣдяи и поклониша ся ему и въпѣша,глаголюще: “Како прѣиде мимо ны, Господи, и не увѣдѣхомъ, ни поклонихомъ сяему?” И тако възиде на въторое, и на третиее, и на четвьрътое, и на пятое, и нашестое небо, обаче на вьсѣхъ небесьхъ слава его прилагаше ся. И яко възиде насемое небо, въспѣша и́ вьси правьдници, и вьси ангели и вься силы. Итогда видѣхъ и́, яко сѣде одесную великыя славы, еяже не могъ видѣти, и аньгеладуховьнаго видѣхъ сѣдяща ошуюю и глагола ми: “Довъльно ти, Исайе; увѣдѣплътьскъ сынъ, ни око видѣ, ни ухо слыша, ни на сердце человѣку не възиде,елико уготова Богъ любящимъ и”».

Итогда поднялся Господь от седьмого неба и спустился на шестое небо. И ангел,наставляющий меня, сказал: “Смотри, Исайя, и разумей будущее преображение инисхождение его, как видели (это) ангелы, воспели ему и воздали хвалу, что непреобразился он по их виду”. И я тоже воспел с ними. И когда спустился на пятоенебо, преобразился он по образу ангелов тех, и не воспели они ему, непоклонились, ибо был он обликом, как и они. Спустился же он на четвертое небо иявился им в их образе, и не воспели ему они, ибо был он в их образе. Пришел жеон на третье небо, и на второе, и на первое, преобразуясь на каждом из них,ангелы же не пели и не поклонялись ему, потому что являлся он им в их облике.На каждом же небе показывал он знамения стражам врат. Сойдя же на твердь, гдесидит князь мира сего, и тут дал он знамение, и образ его был таким же, как и утех. И не прославили, не воспели его. Сошел же он и к ангелам воздуха сего ибыл как один из них и не дал знамения им, ибо они не спросили его. И послеэтого сказал мне ангел: “Разумей, Исайя сын Амосов, для того я послан Господом,чтобы показать тебе все то, что ни до тебя, ни после тебя никто не сможетувидеть и что видел и слышал ты”. И видел я (Господа) как Сына человеческого,средь людей жил он на земле, и не узнали его, и видел я его восходящим натвердь небесную и уже (больше) не преобразующегося в облик их. Увидев его, всеангелы ужаснулись и поклонились, говоря: “Как утаился среди нас Господь? И непознали мы Царя Славы?” И от первого неба восходил он со славой и непреобразовался, но все ангелы и справа, и слева, и на среднем престоле сидящийпоклонились ему и воспели, говоря: “Как прошел ты мимо нас, Господи, и неузнали мы, не поклонились ему?” И так взошел он на второе, и на третье, и начетвертое, и на пятое, и на шестое небо, и на всех небесах прибавлялась славаего. И когда взошел он на седьмое небо, воспели его все праведники, и всеангелы, и все силы. И тогда увидел я его, как сел он справа от великой славы,которую я не мог видеть, и ангела Духа видел я, сидящего слева, и сказал онмне: “Довольно тебе, Исайя; узнало чадо человеческое (то, что) ни оком увидеть,ни ухом услышать, ни сердцем вместить человеку — сколько уготовил Бог любящимего”.

Ирече ми: “Възврати ся въ одежю свою, донъдеже врѣмя дьний твоихъ испълънить ся,и тогда придеши ми сѣмо”».

Исказал мне: “Возвратись в одежду свою (плотскую), покуда срок дней твоих неисполнится, и тогда придешь ко мне сюда”».

«Сивидѣхъ», — Исайя рече стоящимъ окрьстъ его. И слышавъше си прѣдивьная,прославиша и въспѣша Бога, давъшаго таку благодать человѣкомъ. Рече же Езекиевицьсарю: «Кончина вѣка сего и вьсе видѣние се събудеть ся въ послѣдьнимь родѣ».И заклятъ я́ не възвѣстити сыномъ израилевомъ, ни словесъ сихъ датинаписание вьсякому человѣку, «нъ елико аще разумѣете от цьсаря, реченая въпророцѣхъ, таковая разумѣйте вьси. Вы же бъдите о святѣмь Дусѣ, да прииметеодежю вашю, и прѣстолы, и вѣньця славы, на небесьхъ лежащая». И прѣста глаголяи изиде от Езекия цьсаря.

«Яэто видел», — сказал Исайя стоящим вокруг него. И они, услышав обо всем этомпредивном, прославили и воспели Бога, даровавшего такую благодать людям. Исказал (Исайя) царю Езекии: «Кончина мира сего и все виденное сбудется впоследнем (людском) роде». И заклинал их не рассказывать (это) сынамизраилевым, и не давать никому запись этого рассказа, «но что уразумеете отцаря из сказанного пророками, то уразумевайте все. Вы же заботьтесь о СвятомДухе, чтобы получить одежду вашу, и престолы, и венцы славы, лежащие нанебесах». Исайя перестал говорить и вышел от Езекии царя.

Томуже Богу нашему слава и ныня и присно и въ вѣкы вѣкома. Аминь.

Томуже Богу нашему слава и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


[1]Езекия — царь иудейский, сын царя Ахаза, живший примерно в VII в. до н. э. Борец против идолопоклонства.Отказался платить дань Ассирии, в результате чего ее войско вторглось в Иудею(4 Цар. 18; Исх. 34, 1—22), но было чудесным образом истреблено АнгеломГосподним. Пророк Исайя исцелил царя Езекию от тяжелого недуга и неоднократнопророчествовал ему. В Библии Езекия характеризуется как благочестивый иудачливый правитель.

[2]Галгал — название селения в Иерихонской равнине, на восток от г.Иерихона и на северо-восток от Иерусалима.

[3]...бѣ же Михѣя, и Анания старьць, Иоиль... — Михей Морасфитин — пророк,живший во времена царствования иудейских царей Иоафама, Ахаза, Езекии; Анания —пророк из Гаваона, сын Азура. Пророк Иеремия обличал его в лжепророчестве (Иер.28); Жил при правлении царя иудейского Седекии. Иоиль — пророк, сын Вафуила,один из двенадцати так называемых «малых» пророков.

Этоапокрифическое сочинение связывают с кругом памятников письменности Кумрана,найденных на берегу Мертвого моря в 1947 г. Полный греческий текст его несохранился, известны лишь фрагменты V—VI вв. и переработка, сделанная в XII в. (греческаялегенда). Кроме того, «Видение Исайи» известно в коптском фрагменте IV в. и в латинскихфрагментах V—VI вв. Славянскийтекст «Видения» является переводом с греческого, он был известен древнерусскимкнижникам уже по Индексу отреченных книг, вошедшему в «Изборник 1073 г.».Как предполагают исследователи, в основе «Видения Исайи» лежит более обширноеапокрифическое сочинение «Вознесение Исайи», содержащее 11 глав, в котором главыс 6-й по 11-ю составляют собственно «Видение». Впрочем, существует мнение, что«Видение» возникло в раннехристианскую эпоху как вполне самостоятельныйрассказ, позднее соединенный с другим апокрифическим текстом о пророке Исайе, иэта компиляция называлась «Вознесение Исайи» (Д. Петканова). Полный текстэтого обширного «Вознесения» сохранился лишь в эфиопской версии в списках XV—XVII вв., онаосталась неизвестна древнерусской литературе.

Самыйранний древнерусский список «Видения пророка Исайи» содержится в Успенскомсборнике XII—XIII вв., по текстукоторого и издается в настоящем томе. (В 1997 г. вышла книга «АпокрифыДревней Руси. Тексты и исследования». (Отв. ред. и составительВ. В. Мильков). Серия «Общественная мысль: исследования ипубликации». В этом издании опубликованы апокрифы в переводе на современныйрусский язык, но без их древнерусского оригинала, лишь с указанием на списки,которые положены в основу перевода. Перевод «Видения Исайи» осуществлен, как инаш, по списку Успенского сборника В. М. Хачатурян, комментарии ипримечания с точки зрения истории философских взглядов в Древней Русипринадлежат В. М. Хачатурян и В. В. Милькову. Наш перевод«Видения Исайи, сына Амосова» был сделан ранее и независимо от этого издания).Следует указать также сербский список XIV в. из собрания Хлудова и списокКирилло-Белозерского монастыря XV в. Известный книгописец и переписчик изэтого монастыря Ефросин упоминает «Видение Исайи» в приписке в одном из своихсборников, обнаруживая интерес и хорошее знакомство с апокрифическойлитературой: «Исайя пророк и Андрей юродивы видели венци на небеси и обители иризы святымь зде добре живущим...» Пророк Исайя — один из великих ветхозаветныхпророков, живший во дни царствования иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза,Езекии. Начало его пророческого служения связано с тем, что однажды он увидел Господа,сидящего на высоком престоле в храме, и концы его одежд заполняли собой весьхрам. Вокруг престола летали шестикрылые серафимы. Исайя громко воскорбел отом, что уста его нечисты, грешны. Тогда один из серафимов взял с жертвенникаклещами горящий уголь и коснулся им уст пророка, очистив их для пророчества(Ис. 6). Этот сюжет Ветхого Завета был использован Пушкиным в стихотворении«Пророк».

«Видениепророка Исайи» принадлежит к ряду апокрифических эсхатологических видений. Оносвязано, по-видимому, с палестинской апокалиптической традицией, становлениекоторой ученые относят ко второй половине III в. до н. э.(См.: Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины.СПб., 1994), и, может быть, создано в ессейско-кумранской среде. Вдревнерусской литературе известен ряд подобных по содержанию текстов: «Видениеапостола Павла», «Хождение Богородицы по мукам», «Книга Еноха праведного», скоторой в описании восхождения пророка Исайи на семь небес исследователиусматривают параллели (М. И. Соколов, 1910). Тематически связанное светхозаветной Книгой пророка Исайи, «Видение» содержит подробный ипоследовательный рассказ о восхождении на небеса Исайи, которого в каноническомтексте Библии нет.

Подобнотому как в «Хождении Богородицы по мукам» Богородицу ведет по разным концам адаархангел Михаил, показывая мучения грешников, так и Исайя имеет своегопроводника по всем семи небесам — ангела «в славе». Исайя получает Откровение ипознает тайну мира; в «Хождении» Богородица, потрясенная увиденным, заступаетсяза грешников перед Господом. Оба текста строятся на диалоге: вопросах«ведомого» и ответах и пояснениях «ведущего», раскрывающих смысл увиденного.

По-видимому,это основной сюжетный принцип таких сочинений. Он позволял в процессепереписывания и редактирования текстов расширять или сокращать их.Текстологическая работа над древнерусским «Видением Исайи» (сохранилось болеедесяти списков) не проведена. Недавнее издание полного текста обширного«Вознесения Исайи», связанного с «Видением» (в серии Corpus christianorum, seriae Apokryphorum. Vol. 7, 8, Leuven 1994, гдепредставлены наряду со славянской греческая, коптская, латинская, эфиопскаяверсии) поможет более четко представить характер взаимосвязи этих памятников.

Сборник, журнал, серия: Библиотека литературы Древней Руси